+7 (977) 85 00 977 info@doctor-smirnova.ru

21 июля 2017 г. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный законопроект о телемедицине. Его основное содержание:
1.    Телемедицина может включать медицинскую помощь непосредственно (ранее медицинская помощь не допускалась, только для профилактики, диагностики и решения о том, стоит ли пациенту встретиться с врачом вживую).
2.    Телемедицина должна включать идентификацию пациента и врача и обмен медицинских документов в электронном виде, все решения должны записываться в эти документы.
3.    Телемедицина это один из способов обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
4.    В понятие телемедицины включен дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.
5.    Министерство здравоохранения получает право внедрять электронные медицинские документы, Министерство здравоохранения получает право внедрять электронные рецепты на лекарственные средства и медицинские изделия, подписанные электронной подписью.
6.    Везде, где требуется электронная подпись, это усиленная квалифицированная электронная подпись, а не простая электронная подпись или другие способы идентификации.
7.    Электронные рецепты и электронные медицинские документы только с согласия пациентов (ранее согласие не требовалось).
8.    Информированное добровольное согласие теперь может быть электронным(это снимает основное препятствие для телемедицины).
9.    Если о пациенте есть электронные медицинские документы, то он имеет право с ними знакомиться, причем запрос можно отправлять и документы получать в электронном виде (это прямой путь к электронной медицинской карте).
10.    Телемедицина это и дистанционное взаимодействие врач-врач и врач-пациент и консилиум-пациент.
11.    шаг вперед – это удаленная корректировка лечения. «Этот инструмент развивает помощь хроническим больным и дает возможность быть на связи со специалистом из другого региона, если пациент был у него на приеме
12.    Телемедицина не отменяет врачебную тайну.
13.    Порядок телемедицины определяет Министерство здравоохранения.
14.    Врач имеет право организовать телемедицинский консилиум врачей, если считает необходимым.
15.    Врач имеет право выдавать электронные рецепты, но только с согласия пациентов.
16.    Медицинская организация имеет право выдавать документы и рецепты в электронном, а не бумажном виде только с согласия пациента.
17.    Декларируется создание единой базы данных пациентов, врачей и других медицинских работников, медицинских и фармацевтических организаций, медицинских и фармацевтических вузов, медицинской документации, ответственным за создание которой будет Министерство здравоохранения. Соответствующие организации будут обязаны передавать информацию в эту систему. Детальное положение будет выработано Правительством.
18.    Наркотические и психотропные вещества можно выписывать в виде электронных рецептов, но только с согласия пациентов.
19.    Порядок выписки электронных рецептов на территории каждого региона РФ определяется руководством региона.
Очевидно, что очень большое количество  медицинских услуг НЕ МОГУТ  быть оказаны дистанционно:
1.    Лечение и диагностика, связанные с профессиональными манипуляциями (уколы, введение зондов и т.п.)
2.    Лечение и диагностика, связанные с дорогостоящим оборудованием и/или помещениями (МРТ, хирургические операции и т.п.)
Однако, в целом принятый закон о телемедицине можно было бы считать прогрессивным, если бы не одно большое «но» —  остается не урегулированным вопрос о местах оказания медицинских услуг (включая телемедицинские) и если от Минздрава не поступит разъяснений, то врач будет и далее будет обязан оказывать медицинские услуги только при его местонахождении в здании медицинской организации.  Поэтому остается пока неясным следующее:  Медицинскую услугу вправе оказывать только организации и предприниматели, имеющие Лицензию на право осуществления медицинской деятельности.  При этом основные требования Минздравнадзора касаются не столько  наличия и квалификации персонала, сколько помещений, в которых оказываются медицинские услуги, включая медицинские консультации. Интернет-технологии позволяют повысить эффективность  медицинской услуги не за счет сокращения оплачиваемого  времени врачей, а за счет снижения издержек на содержание рабочих мест врачей.  Эта возможность в принятой редакции Закона осталась неурегулированной, а без нее телемедицина в сегодняшнем виде окажется удобной некоторым пациентам, но экономический эффект от внедрения новых медицинских технологий будет нулевым, взрывного развития этого сегмента рынка ожидать не стоит.
Кроме того, участники рынка хотели бы, чтобы врач получил право в тех случаях, когда это возможно, дистанционно ставить диагноз и оказывать полноценную медпомощь, а не просто консультировать и наблюдать пациентов, которые уже были у него на очном приеме.
Закон ставит клиники в более выгодное положение, чем IT-компании и агрегаторы, которые привлекают врачей со стороны. После вступления закона в силу закроется большой сегмент первичных консультаций, когда человек откуда угодно мог позвонить в некий сервис и доктор, если ему было достаточно информации, ставил диагноз и назначал лечение или направлял в клинику. Теперь это будет работать только как медориентирование. В противовес этому будут активно развиваться «гибридные» клиники, в которые пациент сможет прийти на прием и потом через телемедицину поддерживать отношения с врачом. Расширяется спектр и возможности  взаимодействия врачей со страховыми компаниями- это большой плюс.
Очевидно, что сейчас должна быть развернута сеть образовательных программ ДПО для врачей и система обмена опытом относительно приемов дистанционной работы с пациентами.
Закон вступает в силу с 1 января 2018 года, отдельные положения — с 1 января 2019 года.